Специализированная компьютерная логопедическая
программа «Игры для Тигры».
Компьютер уже давно стал обычным явлением в
нашей жизни. А для ребенка он становится не только
развлечением, но и инструментом познания окружающего
мира. Именно таким инструментом увлекательного
познания и является специализированная компьютерная
логопедическая программа «Игры для Тигры». Упражнения,
представленные в программе построены таким образом,
что ребенку кажется, что он играет с героем программы
Тигренком, разговаривает с ним, помогает ему,
путешествует по волшебной Стране Звуков и Слов,
на самом деле он учится, и каждое задание помогает
ему преодолевать речевые нарушения.
Компьютерная логопедическая программа «Игры
для Тигры» разработана с учетом закономерностей
и специфических особенностей развития детей с
особыми образовательными потребностями и направлена
на преодоление нарушений речи, проявляющихся в
рамках стертой формы дизартрии.
Программа позволяет эффективно работать и с другими
нарушениями речи – дислалией, ринолалией, заиканием.
Компьютерная логопедическая программа «Игры
для Тигры» предназначена для работы с детьми старшего
дошкольного возраста.
Программа «Игры для Тигры» представляет собой
программно-методический комплекс, сопровождаемый
подробным методическим руководством для специалистов-логопедов
и родителей. Методическое пособие содержит рекомендации
по организации индивидуальной и подгрупповой работы
с использованием компьютерной программы «Игры
для Тигры», описывает принципы внедрения компьютерной
программы в традиционную систему коррекционной
работы, пошаговое описание и сопровождение каждого
блока, модуля, упражнения и задания.
Нередко процесс коррекции и развития речи у детей
со стертой формой дизартрии протекает неравномерно,
занимает длительное время. Особые трудности вызывают
работа над просодическими компонентами речи, формированию
ощущений от положения органов артикуляции при
произнесении звуков речи, автоматизации и дифференциации
звуков, развитию фонематического слуха и восприятия,
лексико-грамматического строя речи. Еще труднее
построить работу с ребенком так, чтобы полностью
учесть индивидуальные особенности его развития
и коррекционно-образовательные потребности дошкольника.
Большой объем упражнений, предлагаемых программой
«Игры для Тигры» позволяет построить коррекционную
работу ребенком, исходя из индивидуальных образовательных
потребностей. Программа предлагает комплексный
подход к коррекции речевых нарушений и содержит
более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности,
объединенных в четыре блока:
-
«Звукопроизношение»
-
«Просодика»
-
«Фонематика»
-
«Лексика»
Упражнения каждого блока позволяют организовать
логопедическую работу в соответствующем направлении.
Работа со всеми упражнениями программы проводится
с опорой на зрительный контроль над результатами
деятельности ребенка. Их визуализация происходит
на экране монитора в виде мультипликационных образов
и символов. В некоторых упражнениях, вызывающих
затруднения, предусмотрена возможность дополнительной
слуховой опоры при выполнении задания. Это позволяет
эффективно и в более короткие сроки корригировать
речевые нарушения у детей дошкольного возраста.
Программа «Игры для Тигры» предусматривает возможность
индивидуальной настройки параметров, соответствующих
реальному уровню и «зоне ближайшего развития»
ребенка. Упражнения программы содержат задания
возрастающей сложности, что позволяет выбрать
задание, соответствующее уровню развития ребенка,
построить коррекционную работу в соответствии
с индивидуальной коррекционно-образовательной
программой и увидеть успехи ребенка по отношению
к самому себе.
Объективность оценки результатов деятельности
ребенка, динамика развития тех или иных функций,
умений и навыков, возможность их сравнения очень
важны как для детей, так и для специалистов, работающих
с программой. Компьютерная логопедическая программа
«Игры для Тигры» представляет пользователю объективную
оценку результатов деятельности в трех вариантах
– визуально, в звуковом и цифровом виде, а так
же позволяет сохранить сведения о ребенке, создать
базу речевого материала по желанию логопеда для
дальнейшего использования в процессе коррекционной
работы.
Все упражнения программы построены в игровой
форме, при этом создается проблемная ситуация,
решение которой производится доступными ребенку
средствами и возможностями программы. В процессе
работы над упражнениями ребенок, играя, помогает
компьютерному герою Тигренку выполнить задания
и вместе достичь необходимого результата. Со стороны
компьютера выступает не обезличенная программа,
а веселый и забавный компьютерный герой Тигренок,
который объясняет ребенку цель и правила предлагаемого
задания, помогает его выполнить, дает итоговую
или промежуточную оценку выполненного действия.
Это создает положительную мотивацию при работе
с программой.
В процессе коррекционной логопедической работы
происходит развитие словаря и грамматического
строя речи, но зачастую при традиционной системе
обучения ребенок не может применить полученные
знания в ситуации общения. Общение с компьютерным
героем программы – Тигренком способствует развитию
собственно коммуникативных навыков у детей за
счет того, что специально построенные и подобранные
задания побуждают ребенка вступить с ним в диалог.
Особо следует отметить, что программа проста
в управлении, как для ребенка, так и для логопеда
и не требует специального обучения пользовательским
навыкам.
Использование специализированных компьютерных
коррекционно-развивающих программ в дошкольном
специальном образовании открывает широкие возможности
для ранней диагностики и коррекции первичных нарушений
речи до начала обучения в школе, развития мотивационной
сферы и познавательных способностей детей. Поэтому
в работе логопеда компьютер становится незаменимым
другом, соратником и помощником на пути преодоления
речевых нарушений и развития речи детей.
|