ЛогоПунктКоррекция нарушений речи Сайт, посвященный вопросам логопедии
О проекте
Компьютер в специальном образовании
О программе "Игры для Тигры"
Нарушения речи
В помощь логопеду
Доска объявлений
Учебно-методические материалы
Безопасность работы на компьютере
Ссылки

Контакты
Игры для тигры
Для логопеда

Семинарские задания и самостоятельная работа по теме ЗАИКАНИЕ

Тема Вопросы к семинарскому занятиюСамостоятельная работаЛитература
_ 1234
1Исторический обзор проблемы заикания. Теоретические представления о этиологии, механизмах, клинической картине заикания в научных исследованиях.Подготовить реферативное изложение трудов по проблеме заикания В.А. Гиляровского, Н.А. Власовой, Ю.А. Флоренской и др.1.Власова Н.А., Беккер К.П. Заикание. - М.: 1978.

2.Сикорский И.А. Заикание. – М.: 2005.

3.Флоренская Ю.А. Избранные работы по логопедии. - М.:2007.
2Современные представления о механизмах заикания.

1.Причины возникновения заикания.

2.Теории возникновения заикания и его механизмы.

Составить сравнительную таблицу «Этиология заикания»1.Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: 1998.

2.Поварова И.А. Заикание. - СПб.: 2005.

3.Селиверстов В.И. Заикание у детей. - М.: 1994.

4.Шкловский В.М. Заикание. - М.: 1994.

5. Заикание: проблемы теории и практики. - М.:1992.
3Физиологи-ческие (клинические) симптомы заикания.1.Формы судорожной активности мышц: клонические, тонические, смешанные; артикуляционные, голосовые, дыхательные.2. Двигательные расстройства при заикании.Изучить литературные источники и составить аналитическую таблицу «Симптоматика заикания» по предложенным параметрам.
4Невротическая форма заикания.1.Особенности раннего моторного и речевого развития детей данной группы.2.Психолого-педагогические особенности лиц, страдающих невротической формой заикания: особенности личности, особенности игровой деятельности, особенности общения.Подготовить реферат на одну из тем:1.Психолого-педагогическая характеристика детей 3-7 лет с невротической формой заикания. 2.Психолого-педагогическая характеристика детей 8-10 лет с невротической формой заикания.3.Психолого-педагогическая характеристика детей 14-17 лет с невротической формой заикания.4.Психолого-педагогическая характеристика взрослых с невротической формой заикания.
5Неврозоподобная форма заикания.1.Клинические симптомы неврозоподобной формы заикания.2.Особенности психомоторного и речевого анамнеза детей с неврозоподобным заиканием.3.Психолого-педагогические особенности лиц, страдающих неврозоподобной формой заикания: личностные реакции на заикание, характеристика поведения. Подготовить реферат на одну из предложенных тем:1) Особенности раннего моторного и речевого развития детей с неврозоподобной формой заикания.2) Психолого-педагогические особенности лиц, страдающих неврозоподобной формой заикания.
6Заикание — коммуника-тивное расстройство1. Причины нарушения речевой деятельности и речевого поведения при заикании. 2. Феномен «фиксированности на дефекте» при заикании.3. Способы психологической зашиты заикающихся.Подготовить реферат на одну из предлагаемых тем:1) Феномен фиксированности при заикании.2) Особенности психологической компенсации при заикании.3) Причины нарушения речевой деятельности и речевого поведения при заикании. 1. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. М.: Изд-во МГУ, 1987.

2. Левина Р.Е. Преодоление заикания у детей. – М., 1975.

3. Рау Е.Ю., Садовникова Е.Н. Современный подход к восстановлению коммуникации заикающихся дошкольников.// «Психолингвистика и современная логопедия».– М., 1997.

4.Шкловский В.М. Заикание. - М.: 1994.

5. Данилова Е.Е Методика изучения фрустрационных реакций у детей.// ж. «Иностранная психология». № 6. – М., 1996.
7Организация и проведение комплексного клинико-психолого-педагогического обследования при заикании1. Основные принципы обследования заикающихся.2. Логопедическое обследование лиц с невротическим и неврозоподобным заиканием.3. Логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей с психологической формой заикания.1.Составить анкету изучения анамнеза заикающегося. 2. Подобрать дидактический и речевой материал для проведения логопедического обследования заикающихся дошкольников и школьников по направлениям обследования (по подгруппам). 1.Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. – М., 199

3. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. – М., 2001.

4. Чевелева Н А. Логопедическое обследование заикающих­ся детей // Исправление заикания у школьников в процессе обуче­ния. — М., 1982.

5. Ястребова А.В., Воронова Г.Г. Обследование детей с заи­канием // Методы обследования нарушений речи у детей. — М., 1982.
8Особенности реабилитации заикающихся с невротической, неврозоподобной и психологической (бессудорожной) формами заикания На занятии составить таблицу «Сравнительная характеристика разных форм заикания».Отработка: реферат на тему «Организация охранительного педагогического режима при заикании».1. Основные принципы коррекционно-педагогического воздействия при заикании. 2. Организация охранительного педагогического режима при заикании.3. Система логопедической работы при невротической и неврозоподобной формах заикания.4. Система коррекционно-воспитательных мероприятий при бессудорожной форме заикания.1. Составить примерный план индивидуальных логопедичес­ких занятий для ребенка среднего дошкольного возраста с невротической формой заикания. 2. Разработать конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению заикания у ребенка 4-6 лет с невротической формой заикания. 3. Разработать конспект индивидуального логопедического занятия по преодолению заикания у ребенка 3 лет с неврозоподобной формой заикания. 4. Подобрать дидактический и речевой материал для проведения логопедических занятий с заикающимися дошкольниками и школьниками по основным направлениям коррекционно-педагогического воздействия (развитие моторного праксиса, работа над голосом, дыханием, формирование ритмизированных движений, работа над плавностью речи) – по подгруппам.1.Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. – М., 1998.

2. Власова Н.А. Комплексный метод устранения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских садов.// Заикание. – М.: Медицина, 1978.

3. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. – М., 1983.

4. Выгодская И.Б.. Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. – М., 1984.

5. Драпкин Б.З. Комплексный метод лечения заикания у подростков.// Психотерапия в дефектологии. Под ред. Н.П. Вайзмана. – М., 1992.

6. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. – М., 2001.

7. Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения. – М., 1978.

8. Чевелева Н.А. Исправление речи у заикающихся дошкольников. – М., 1965.

9. Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательных школ. – М.: Просвещение, 1980.
9Психологическая адаптации заикающихся к проблемным речевым ситуациям. 1. Приемы мо­делирования поведения в рамках специализированного аутотре­нинга (А.И. Лубенская). 2. Коррекция мотивационной, и коммуникативной сторон речи (Т.А. Болдырева, Власова Н.А., Рау Е.Ю., Ю.Б. Некрасова). 3.Методы логопсихотерапевтической реабилитации заикающихся подростков и взрослых (Л.З. Андронова-Арутюнян, Е.Ю. Pay, Б.Д. Карвасарский, Калачева И.О., Карпова Н.Л.). Составить план-конспект психотерапевтической беседы с заикающимся дошкольником (его родителями), школьником, взрослым пациентом. 2. Составить конспект занятия с заикающимися дошкольниками, школьниками, взрослыми пациентами с использованием аутотренинга. 3. Подготовить реферат на одну из предлагаемых тем: 1) Применение специализированного аутотре­нинга в системе преодоления заикания. 2) Приемы коррекции мотивационной и коммуникативной сторон общения заикающихся. 3) Методы логопсихотерапевтической реабилитации заикающихся подростков и взрослых. 1. Андронова-Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. – М., 1993.

2. Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Л.И. Беляковой. – М., 1992.

3. Власова Н.А., Рау Е.Ю. Методы работы по перевоспитанию речи у детей-заик. – М., 1933.

4. Групповая психотерапия. Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. – М., 1990.

5. Калачева И.О. Использование семейной психотерапии в процессе реабилитации детей раннего возраста, страдающих заиканием.// Заикание: проблемы теории и практики. – М., 1992.

6. Карпова Н.Л. Основы личностно-ориентированной логопсихотерапии. – М., 1997.

7. Лубенская А.И.Аутогенная тренировка в системе логопедической терапии заикания. – М., 1974.

8. Некрасова Ю.Б. Основные принципы коррекции нарушений речевого общения.// ж. «Вопросы психологии». № 5. – 1985.

«Этиология заикания»

Форма заиканияПредрасполагающие причиныВызывающие причины
биологическиесоциальныебиологическиесоциальные

«Симптоматика заикания»

СимптомыХарактеристика симптомов
I. Клинические
1.Речевые судороги_
2.Непроизвольные двигательные расстройства._
3.Расстройства вегетативной нервной системы_
II. Маскирующие
1.Двигательные уловки_
2.Речевые уловки_
III. Психологические
1.Логофобия_
2.Характерологические особенности_
3.Фиксированность на речевом дефекте_

«Сравнительная характеристика разных форм заикания»

Параметры сравненияНевротическое заиканиеНеврозоподобное заиканиеПсихологическое заикание
Причины___
Характер возникновения___
Время возникновения (возраст пациента)___
Психологические особенности ___
Характер судорог___
Состояние дыхания, голоса, артикуляции___
Наличие сопутствующих речевых нарушений (нарушений звукопроизношения, словаря и т.д.)___
Фиксированность на заикании (отношение к своему дефекту)___
Зависимость тяжести симптоматики заикания от условий коммуникации___
Тип течения заикания___
Сроки коррекционной работы___
Направления коррекционной работы___
Возможность рецидивов___

Аттестация

Внутрисеместровая аттестация про­водится в виде тестовых заданий в электронном виде, контрольной работы. Итоговая аттестация в виде экзамена. Допуск к экзамену при наличии всех видов самостоятельной работы, отработки всех семинарских и практических занятий. В билете два вопроса: теоретический и практический. Практические вопросы направлены на оценку умений и навыков диагностической и коррекционной работы с заикающимися пациентами разных возрастных групп.

Теоретические вопросы к экзамену:

1.Определение, патогенез, классификация заикания.

2. Симптоматика заикания.

3. Предрасполагающие причины заикания.

4. Производящие причины заикания.

5. Психологическая теория заикания.

6. Патогенетическая теория заикания.

7. Диалектическая теория заикания.

8. Классификация речевых судорог по тяжести проявления.

9. Классификация речевых судорог.

10. Фиксация на речевом дефекте. Характеристика степеней фиксированности на речевом дефекте.

11. Сопутствующие речи движения при заикании.

12. Проявления нарушений вегетативной нервной системы при заикании.

13. Логофобия. Речевые уловки.

14. Типы течения заикания.

15. Комплексные технологии преодоления заикания.

16. Использование логоритмики в системе преодоления заикания.

17. Формирование ритмизированных движений при заикании.

18. Психологическая адаптация заикающихся к речевым ситуациям.

19. Психотерапевтические методы работы с заикающимися.

20. Нормализация психического и физического состояния заикающихся.

21. Система логопедической работы при заикании.

22. Цели, задачи и методы логопедической работы при заикании.

23. Направления, методы и методики логопедического обследования при заикании.

24. Организация логопедической помощи заикающимся.

25. Дифференцированный подход при преодолении заикания у дошкольников, школьников, взрослых пациентов.

26. Профилактика заикания.

27. Организация охранительного речевого режима при заикании.

28. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося с невротической формой заикания.

29. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося с неврозоподобной формой заикания.

30. Психолого-педагогическая характеристика заикающегося с психологической (бессудорожной) формой заикания.

Домой